Расчет групповой нормы расхода топлива на прогнозируемый год на работу грузового автотранспорта предприятия, объединения, ведомства, народного хозяйства выполняют по методикам НИИПиНа и учитывают следующие данные: грузооборот, выполняемый бензиновыми (дизельными) автомобилями (т-км); общий пробег автомобилей (км); производительность на километр пробега (т-км); средневзвешенная грузоподъемность автомобиля по автопарку (т); коэффициент полезной работы; средневзвешенная по парку линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля (л/100 км) при коэффициенте полезной работы, равном 0,5.
Далее определяют средневзвешенную линейную норму расхода топлива на пробег автомобиля при фактическом (плановом) коэффициенте полезной работы, групповую норму расхода топлива без надбавок и с учетом надбавок, учитывающую специфику выполнения работы.
При расчете групповых норм расхода топлива пассажирского автомобильного транспорта определяют средневзвешенную вместимость автобуса по номинальным вместимостям соответствующих марок автобусов и их численность в парке на начало планируемого года. Порядок расчета норм в принципе такой же, как и для грузового автотранспорта.
Методика НИИПиНа по расчету норм расхода топлива рассчитана в основном на существующую в настоящее время автомобильную технику. В то же время в предплановых прогнозируемых исследованиях возникает необходимость в разработке методики расчета прогнозных норм на перспективу 10- 20 лет, особенно для автотранспорта народного хозяйства. Такая методика должна учитывать, помимо изложенных, нормообразующие факторы научно-технического и экономического прогресса страны, например: снижение линейных норм за счет повышения к. п. д. двигателей, трансмиссий, доли радиальных шин, уменьшения собственной массы автомобиля и т.д., улучшение качества капитального ремонта автомобильной техники; учет в явном виде прицепов и полуприцепов, выпуск которых непрерывно растет; строительство новых автодорог с твердым покрытием; рост доли работы автотранспорта общего пользования, на котором удельные расходы топлива ниже, чем на ведомственном; рост числа крупных автохозяйств, обеспечивающих более низкие удельные расходы топлива.
Приближенно указанные факторы можно учитывать с помощью методического подхода.
Расчет надбавок, который в настоящее время проводят на основе статистических данных прошлых лет, необходимо также совершенствовать. Существующие рекомендации по надбавкам к нормам расхода имеют ориентировочный характер и на практике явились предметом многочисленных нарушений и злоупотреблений, связанных со слабым учетом и контролем за расходованием топлива.