Механическая коробка передач сдает свои позиции — это очевидно всем, кто мало-мальски интересуется автомобилями. В США «автомат» давно, еще в прошлом веке, стал стандартом, а механика предлагается весьма ограниченно и далеко не на всех машинах. В Европе привычная «трехпедальная схема» еще держится, хотя и с большим трудом. Думается, что и на дорогах Старого Света дни чистой «механики» сочтены. Любовь покупателей к комфорту и появление недорогих заменителей гидромеханических трансмиссий («роботизированные» КПП и вариаторы) упрямо вытесняет старые добрые МКПП из прайс-листов дилеров.
У любителей скоростных манипуляций рычагом оставалась, фактически, только одна ниша, в которой механические и автоматические коробки предлагались на равных правах. Это спортивные автомобили, где покупатели обращают большое внимание на скорость переключения передач и предпочитают не удобство, а максимальный контроль над машиной при вождении. Тем не менее, в среде автолюбителей ходят небезосновательные слухи, что и мощные спорткары в ближайшем будущем будут выбирать себе передаточные числа трансмиссии исключительно самостоятельно.
На этой неделе данной проблемой озаботились авторы журнала Motor Trend. Причиной опасений стала, как ни странно, компания BMW, которая сообщила, что на новом спортседане M5 (который начнут продавать в следующем году) будет использоваться усовершенствованный мотор V8 объемом 4,4 литра с прямым впрыском и мощностью более 550 л.с. BMW ни словом не обмолвилась о максимальном крутящем моменте этого двигателя. Прикинув возможные величины этого момента, журналисты пришли к выводу, что механической трансмиссии на BMW M5 2012 модельного года не предвидится. Неплохая коробка с двойным сцеплением, которая в настоящее время ставится на модели X5M и X6M, просто не «потянет» возросшую нагрузку.
Следовательно, предположили в Motor Trend, передавать мощность от поршней к шинам будет уже известная восьмискоростная АКПП от ZF. Между прочим, агрегат весьма неплох в плане скорости переключения передач. Можно вполне уверенно сказать, что покупатели мощной BMW M5 с этой коробкой не будут испытывать никаких затруднений и неудобств. Тем более, все современные автоматы имеют эмуляцию ручного режима, позволяющую ощутить себя полновластным хозяином машины и ехать на первой передачи до «отсечки».
С другой стороны, так же уверенно можно утверждать, что немалая часть истинных фанатов быстрых автомобилей будет очень недовольна отсутствием возможности самолично приводить в зацепление зубчики соответствующих шестерен. Уже недовольна — судя по комментариям на зарубежных автофорумах. И их тоже можно понять. С какой-такой радости они должны менять свои «правильные» привычки и уподобляться «дамочкам» с их «автоматами»? Только потому что так решили маркетологи BMW, а инженеры — с их, естественно, одобрения — не позаботились о подходящей МКПП для новой модели?
Принцип «покупатель всегда прав» в очередной раз вступает в противоречие с модным утверждением «разработчики знают нужды покупателя лучше самих покупателей». Конечную точку в споре, как всегда, поставят деньги. Если продажи новой BMW M5 достигнут запланированного уровня, значит — менеджеры баварского автопроизводителя не зря учились в своих менеджерских колледжах. Если же часть покупателей уйдет к предлагающим механику конкурентам — BMW придется срочно провести работу над ошибками.
Официальный дебют полностью готовой к производству версии BMW M5 2012 модельного года должен состояться будущей осенью на Франкфуртском автосалоне. Там и будет подтвержден или опровергнут слух о безвременной кончине механических коробок на M-серии. Как бы то ни было, у поклонников трех педалей еще есть надежда…