В конце мая в прокуратуру Приморского района поступило заявление от жителя улицы Щербакова, лишившегося в одно невеселое утро своего автомобиля. Долго искать «вора» не пришлось: им оказалось муниципальное образование №70. В муниципалитете бывшему владельцу выдали справку: автомобиль ВАЗ-2106 был признан автоломом, эвакуирован, разрезан на куски и утилизирован.
Благоустройство Петербурга подчас оборачивается весьма неприятными сюрпризами для его жителей. Например, в городе уже около десяти лет действует программа по очистке улиц от автохлама. Имеется в виду, что разукомплектованные автомобили эвакуируются на заводы, где попадают в шредерную установку или под пресс. Действительно, на газонах и тротуарах все реже можно встретить ржавые «жигули» на приспущенных колесах или вовсе без оных и с разбитыми стеклами. О том, как избавиться от надоевшего «ведра», знает каждый житель: позвонить в муниципальное образование, тамошние депутаты вызовут эвакуатор, и автомобиль исчезнет. Должно быть соблюдено только одно условие: отсутствие на машине обоих государственных регистрационных знаков.
Нетрудно догадаться, насколько уязвимым может стать авто, оставленное без присмотра на неделю: если хозяин попадет в больницу или улетит в отпуск, не позаботившись об охраняемой стоянке. Если какой-нибудь хулиган снимет оба госномера, а на следующий день машина попадется на глаза представителям администрации… Тут не важно, что они подумают: что старое железное корыто захламляет двор, или что машина может оказаться заминированной террористами. Важно, что машина без номеров перестала быть машиной, и ее можно убрать, не заботясь о поиске владельца, как бы аккуратно она не была припаркована. Если у автомобиля, эвакуированного на штрафстоянку, еще есть шанс вернуться к хозяину – через месяц или через год, то машина, принесенная в жертву благоустройству, пропадает навсегда.
В одном ухоженном дворе в Коломягах меняли асфальт. Для начала, как водится, требовалось убрать транспорт и старые гаражи. Под «дворники» сотрудники МО-70 распихали бумажки с требованием временно убрать автомобили. Большинство автолюбителей переставили их на тротуар. А спустя неделю владельцы одного из автомобилей – белой «шестерки» — не нашли ее и на новом месте. Другие машины, стоявшие на тротуаре по соседству, оставались на месте. Тогда-то хозяева вспомнили, что накануне (не раньше!) на стекле появилась бумага с предупреждением о возможной утилизации. Бумагу эту хозяева видели и даже приняли меры: вернули машине номера, но не прикрутили, а оставили за стеклом. В этом и заключалась их ошибка.
В муниципальном управлении не скрывали, что для машины вызвали утильную команду, которая погрузила «шестерку» на эвакуатор и увезла. Соответствующее извещение выдали владельцам на руки. Оно их почему-то не утешило. Тем более, что на все требования назвать адрес утилизирующей фирмы в МО-70 отвечали отказом. А у владельцев еще была надежда спасти свою машину, ведь с момента ее эвакуации прошло всего несколько часов. Тем более, что рабочие могли увидеть номера в салоне. Хозяева признавали, что действовали, возможно, не совсем грамотно, но они просто не ожидали от муниципалов такой прыти.
— Я собиралась продавать машину, а перед этим – снять ее с учета, — рассказывает хозяйка пропавшей «шестерки» Маргарита Федорова. – Да, машина была старая, но на ходу, абсолютно не разукомплектованная, и мы собирались выручить за нее 20 тысяч рублей. Саморезы, которыми номер был прикручен, порядком проржавели, и муж догадывался, что на площадке осмотра придется слишком долго с ними возиться. Поэтому открутил их заранее. И «шестерка» простояла день без номеров, после чего на стекле появилось предупреждение: машина может быть утилизована.
— Что было потом?
— Мы поместили знаки под стекло. А на следующий день ее утащили. Вообще я думала, что с момента помещения объявления до эвакуации должно пройти хотя бы три дня, а не один. Но в любом случае – там появился номер, и его прекрасно было видно: стекло-то не тонированное. И еще мы видели, что аналогичные бумажки с угрозой утилизации распихали в другие машины, с номерами! Когда мы пошли в милицию, участковый долго не мог поверить, что такое возможно: забрать машину с санкции муниципальных депутатов. В конце концов, послал в прокуратуру. Прокуратура переправила жалобу в местный отдел милиции. Там сказали, что будут в течение месяца вести проверку. Заявление в суд мы отправили в пятницу.
В муниципальном образовании Федоровым почему-то долго отказывались сообщать название фирмы, занимающейся утилизацией. Вернее, предложили обратиться с этим вопросом через неделю. Только после вмешательства корреспондента «Петербургского журнала» название фирмы стало известно: «Балтийский металл». Тут появилась новая загадка: дирекция фирмы категорически заявила, что в Приморском районе она не работает и ни о какой «шестерке» с улицы Щербакова не имеет понятия. Кстати, в том же «Балтийском металле» сообщили: с момента привоза автомобиля до момента его уничтожения обычно проходит неделя. Специально для спохватившихся хозяев. Но в день нашего обращения неделя уже истекла. Так что тем более непонятно, зачем в МО-70 так скрывали название этой фирмы.
— С начала года в нашем квартале было утилизировано 17 бесхозных машин, и мы первый раз столкнулись с такой жалобой, — рассказала специалист 70-го МО Антонина Котомина. – Эта «шестерка» стояла прямо на корнях дерева – и как, спрашивается, с ней надо было поступить? В тот момент, когда мы прикрепляли на нее объявление, номеров еще не было. Появились ли они потом – не знаю, так как я не присутствовала при вывозе машины. Но я точно знаю: бывали случаи, когда эвакуатор обнаруживал, что на машине, к которой его вызвали, есть номера, и тогда он разворачивался и уезжал. В любом случае, хозяева, прочитав записку, могли позвонить к нам в муниципальное образование и попросить не трогать машину, пока они ее не починят или не привесят номера. Мы всегда идем людям навстречу.
— Почему автомобиль был эвакуирован на следующий день после появления записки? Должно же было пройти 3-4 дня?
— Автомобиль увозят тогда, когда у фирмы свободен эвакуатор. В любом случае, эта машина стояла на газоне около месяца и всем намозолила глаза.
— Владельцы утверждают, что они парковали ее то там, то сям, и даже показывают снимки камеры наблюдения: машина все время в разных местах.
— Ну не можем же мы в самом деле фотографировать машину каждый день в течение месяца…
Кстати, как рассказали в 70-м МО, в районе не просто так решили избавиться от старого хлама: два месяца назад на улице Вербной взорвалась старая инвалидная «ока». Пострадала девушка, проходившая мимо. Взрыв, правда, устроили не террористы, а хулиганы: они всегда проявляют повышенный интерес к брошенному автотранспорту.
Никто не спорит, что дворы нужно чистить от автолома, но почему нельзя делать это законно? Оказывается, в стране просто нет нужных нормативных актов. Если у нас появится когда-нибудь Закон об авторециклинге (так называется процесс переплавки старого автомобиля в новый) он будет определять, сколько времени брошенный автомобиль может простоять с предупреждением о возможной утилизации, да сколько дней он должен ждать своей очереди на площадке перед «шредером». Зато очередь до машин с номерами дойдет еще не скоро.
Вообще немудрено, что большинство петербургских фирм, промышляющих утилизацией, обычно не связываются с муниципальными властями, а предпочитают работать с собственниками. Это куда как спокойнее. Когда хозяин вызывает утилизаторов, он пишет соответствующее заявление, вызывает участкового, показывает документы … За старую «классику», из которой можно получить 447 кг черного металла, владельцу платят. Как рассказал «ПЖ» директор утилизационной фирмы «Хетек», они отказались от утилизации чужих автомобилей после того как распилили чью-то «победу», у которой тут же нашелся владелец. Пришлось искать по всему городу другую «победу».