История восхождения ценных бумаг американского производителя электромобилей началась полтора года назад, в марте 2013-го, когда Tesla показала публике Model S, которая сразу же собрала все основные регалии в автоиндустрии. За первые шесть месяцев цена одной акции взлетела более чем в пять раз, к сентябрю составив $190, и заставив всех, кто следил за фирмой, включая автора этих строк, кусать локти, жалея о том, что они не успели донести свои сбережения до биржи.

Однако, то что было похоже на стремительно надувающийся пузырь, грозящийся лопнуть в любой момент, оказалось весьма долгосрочным трендом. Подпитываемая новостями о всё новых успехах автопроизводителя, стоимость бумаг продолжала расти, и в предыдущую пятницу акции Tesla Motors (TSLA) продавались на Нью-Йоркской бирже по $280 за единицу.
В конце прошлой недели, спустя день после объявления о постройке «гигафабрики» аккумуляторов, Илон Маск, генеральный директор Tesla, заявил: «Если честно, мне кажется, что цена наших ценных бумаг в данный момент высоковата. Если вас интересует долгосрочный период, я считаю, что она справедлива. Что же касается краткосрочного периода, здесь всё не так очевидно». Это уже не первый раз, когда он делает подобные ремарки.
В конце 2013 года за этим последовало снижение стоимости акции Tesla на 20%, впрочем, после чего она вновь возросла почти в два раза. Рассуждая в таком ключе, Маск не делает ничего сенсационного, за последние полтора года аналитики уже не раз предостерегали участников рынка о том, что стоимость ценных бумаг компании завышена. Их можно понять: капитализация фирмы в данный момент — $34 млрд. Это больше половины рыночной стоимости таких компаний, как General Motors, Ford и Honda.
При этом годовая выручка этих гигантов превышает выручку калифорнийского стартапа более чем в 50 раз. За заявлением Маска последовало подтверждение его слов со стороны аналитиков Morgan Stanley утром в понедельник, которые согласились с ним в том, что долгосрочные перспективы по-прежнему неплохие, однако дальнейший рост стоимости не будет таким уверенным. Всё это привело к падению цены акций более чем на 9% за вчерашний день, и обесцениванию доли самого Маска на несколько сотен миллионов долларов.
Зачем же крупнейшему владельцу бизнеса так бить по своему собственному карману? Возможно, CEO Tesla считает что, таким образом, переодически снижая стоимость ценных бумаг фирмы, можно избежать резкого бесповоротного обвала, когда все участники рынка одновременно заключат, что был достигнут предел роста. Кроме того, тем самым он подпитывает доверие к своим словам (не то чтобы Илону было, на что жаловаться в этой связи, но всё же), что в будущем пойдёт на пользу компании.