Наконец-то свершилось событие, которого так долго ждали все воронежцы, так или иначе имеющие отношение к автоспорту. В субботу, 18 октября, состоялось открытие новой кроссовой трассы в спортивном комплексе «Белый колодец». Трасса эта расположена за чертой города, недалеко от поселка «Девица» (на восьмом километре курской трассы). В честь этой знаменательной акции журналом «АвтоМаг» и Воронежской Федерацией Автоспорта был проведен праздничный автокросс, генеральным спонсором которого выступила нефтяная компания «ЮКОС».
Эта компания давно занимается поддержкой отечественного автоспорта на всех уровнях, и ее участие в таком мероприятии вполне закономерно. Кто, как не ведущий нефтяной концерн России, заинтересован в развитии автоспорта? Украшенные белыми и зелеными шариками стенды «ЮКОСА» отлично дополняли осенний пейзаж, а после гонки шарики с удовольствием растащили зрители на память о мероприятии. Несмотря на довольно прохладную погоду, зрителей собралось немало, также как и журналистов, спонсоров и прочих заинтересованных лиц. Велась видеосъемка оператором телекомпании «СТС», которая постоянно освещает автоспортивные мероприятия нашего города. Соревнование было не классифицируемое, то есть оно не было включено в спортивный календарь РАФ, хотя и проводилось в строгом соответствии со спортивным кодексом. Но, несмотря на это, в нем приняли участие 24 пилота из самых разных городов. Были представлены три класса: Д1-1600 (в основном «восьмерки»), багги и «Ока-Юниор».
Борьба среди пилотов Д1-1600 происходила по непривычной для них и зрителей схеме. Соревнования проходили по правилам «командной гонки». Выглядело это так: пилоты разбиваются на команды, максимум по два члена в каждой, и стартуют с шести дорожек (благо новая трасса позволяет). Порядок состязания простой — каждая команда должна встретиться с каждой, меняясь дорожками, для уравновешивания шансов. Итого получилось 12 заездов по 6 машин в каждом. За первое место в заезде пилот привозит для своей команды пять очков, за последнее, соответственно, — ноль. Потом по сумме очков выявляется команда-победитель, а по количеству очков у каждого пилота формируется последний, решающий заезд «за личное первенство». Но обо всем по порядку.
Командная гонка имеет свои нюансы. Прежде всего это умение работать в паре, не мешать друг другу и думать не только о своем личном успехе, но и о результате команды. Для воронежских гонщиков командная гонка явилась полной и скорее всего неприятной неожиданностью, потому что опыта работы в команде у них либо мало, либо совсем нет. Это сыграло решающую роль в том, что две воронежские команды «Автом-2» (Кривошеев Сергей, Михайловский Димитрий) и «Сервис-Модерн» (Соколов Владимир, Лавлинский Сергей) заняли всего лишь пятое и шестое места. Команда Саратова «СТФ Спорт-Авто» (Ошменский Сергей, Катушев Владимир) тоже, видимо из-за отсутствия командного опыта, выступила неудачно: гонщики набрали минимальное количество очков и заняли последнее девятое место. Липецк представлял Михайленко Андрей. Несмотря на то, что у него ни разу не было сходов с трассы, он получил лишь восьмое место. Трудно бороться за свою команду в одиночестве… Елфимов Владимир (Воронеж) и Горбунов Николай (Курск) так и не смогли придумать название для своего дуэта. Их выступление ничем выдающимся не отличалось, только один раз в самом начале Горбунову удалось придти к финишу вторым. На этом их успехи (к сожалению) закончились — они заняли седьмое место.
Казалось бы, неплохие шансы на победу имели Юрий Выхрестюк, один из лучших воронежских пилотов, и Владимир Черевань, гонщик из Орла, знаменитый своими победами и бесшабашной ездой. На потеху себе и зрителям они назвали команду «Сироты Автоспорта», видимо забыв любимую поговорку небезызвестного капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Выхрестюк выступал явно не в полную силу, только один раз придя к финишу первым, а у Череваня почти сразу что-то не заладилось с машиной. Зато он порадовал окружающих одним из самых красивых переворотов за всю историю воронежского автоспорта. В одном из заездов гонщики видимо забыли, что они — команда, и отправились в погоню за личным первенством. На очередном повороте, которыми так богата новая трасса, машину Череваня вынесло на бруствер и сильно подкинуло. В гоночной среде переворот на крышу называется «ушами», но это были не «уши», это был «пропеллер». Перевернувшись в воздухе вокруг своей оси три раза, машина встала на колеса и таки доехала до финиша, несмотря на полученные повреждения. Что и говорить — орел! Но в итоге только четвертое место.
Хороший пример командной борьбы продемонстрировала команда «КЭЧ «Хользуны». Под этим замысловатым именем на самом деле скрывались давно известные многим воронежцам Ирина Софиева и Владимир Добровольский. Они работали достаточно слаженно и, несмотря на дымящийся мотор машины Софиевой, заняли третье место.
Самым напряженным, конечно, был спор за первое и второе место между командами «ПАК» (Долгушин Валерий, Козлов Алексей) и «Ростокино-Лада», за которую выступали сильные и хорошо подготовленные пилоты Загуменнов Сергей и Долин Сергей. По предварительным итогам рязанская команда «ПАК» заняла первое место, а сборная Москвы и Рязани «Ростокино-Лада» — соответственно второе, потому что в одном из заездов Долин проскочил поворот и вылетел навстречу другим машинам. Он, конечно, как опытный спортсмен, не растерялся и, развернувшись, продолжил гонку, но на финише теперь уже не был первым. Организаторы пошли на встречу желанию пилотов команд «Ростокино-Лада» и «ПАК» сразиться один на один в борьбе за первое командное место. Специально для Долгушина, Козлова, Загуменнова и Долина был устроен перезаезд, или так называемая «очная ставка». В результате победу одержала команда «Ростокино-Лада», а команда «ПАК» заняла второе место.
В классе «Багги» соревнования проводились по обычной схеме, без нововведений. Было заранее известно, что стартуют машины, изначально не равные по своим техническим характеристикам. Последний финальный заезд этих «чудо-автомобилей» не преподнес никаких сюрпризов. Первое место — Блинов Сергей (Москва), второе — Митюшин Дмитрий (Старый Оскол) и третье место — Уваров Лев (Саратов).
Для ребят, выступающих в классе «Ока-Юниор», эта гонка была скорее плановой совместной тренировкой, чем серьезным соревнованием. Лидер определился практически с первого старта, вторая и третья позиции тоже оставались неизменными на протяжении всей гонки. Зрители, наверное, заскучали бы, глядя на неторопливые «окушки», растянувшиеся по всей трассе, если бы не аромат шашлыков и спиртных напитков, витающий в воздухе. Тем не менее победитель есть победитель: первое место занял Тихомиров Сергей из города Лыткарино, московской области, второе — Артемьев Александр (Липецк) и третье — Банных Павел (Новочеркасск).
Вне всякого сомненья, самым зрелищным заездом был заезд за «личное первенство» среди «восьмерок». Из семнадцати машин, заявленных вначале соревнования, до этого момента «дожили» только одиннадцать, но и их хватило, чтобы борьба была захватывающей на протяжении всех пяти кругов. Первым шел Сергей Загуменнов, не уступив никому своей позиции на протяжении всего заезда. Он, видимо, решил сделать себе и всем окружающим подарок на свой день рожденья, пришедшийся как раз на открытие новой трассы, и получить первое место не только в командном зачете, но и в личном. Вторую позицию довольно долго держал Сергей Долин, но на четвертом круге его автомобиль скоропостижно скончался (вот вам непредсказуемость автокросса) и второе место досталось Козлову Алексею из Рязани, третью ступеньку пьедестала занял Добровольский Владимир (Москва).
После поздравлений и награждений, уже вечером, на праздничном фуршете, многие гонщики, давая интервью нашему журналу, говорили о том, что новая трасса в «Белом колодце» может по праву считаться лучшей трассой страны. Нам остается поблагодарить организаторов за отлично проведенную гонку и замечательную трассу, на которой теперь будет проводиться множество автомобильных соревнований. Воронежским поклонникам автоспорта будет на что посмотреть. Отдельная благодарность генеральному спонсору — нефтяной компании «ЮКОС», а также фирмам, предоставившим призы: компании Hengst, ООО «Авангард-Сервис», компании «Техноколор», компании «Росгосстрах Авто» и ЗАО «Воронежская комиссионная площадка грузовых автомобилей».