Наиболее часто для автоматизации управления мощностью в двигателях с искровым зажиганием используют дроссельные заслонки с электромеханическим или электропневматическим приводом. Управлять мощностью двигателей можно также, меняя величину хода впускных клапанов или отключая наполнение в отдельных цилиндрах. Последние два способа позволяют одновременно улучшить экономические, а иногда и экологические показатели двигателя.
В двигателях с искровым зажиганием для направленного воздействия на процесс сгорания управляют интенсивностью и направлением вихревого движения заряда, возникающего в процессе впуска. Это управление осуществляют с помощью поворотных заслонок, которые размещают в каналах перед впускными клапанами. Воздействовать на интенсивность движения с заряда в цилиндре можно, управляя подъемом впускных клапанов. Дросселирование свежего заряда изменением подъема клапанов также позволяет снизить потери на газообмен и, следовательно, дополнительно повысить топливную экономичность двигателя. Для уменьшения токсичных выбросов, прежде всего оксидов азота, как в дизелях, так и в двигателях с искровым зажиганием используют рециркуляцию отработанных газов, т. е. добавку определенного их количества к свежему заряду.