По характеру изменения сечения клапана различают электрические клапаны с нормально закрытым затвором, затвор которого при отсутствии электрического воздействия полностью закрыт, и с нормально открытым затвором, затвор которого при отсутствии электрического воздействия полностью открыт. В электроуправляемых системах двигателей используют и клапаны с несколькими затворами, например с одним нормально закрытым и одним нормально открытым.
Наибольшее распространение получили электрические клапаны с коническими затворами: подвижный элемент имеет форму полного или усеченного конуса, а неподвижный — седло — также конической формы с углом усеченного конуса, равным подвижному элементу или меньшим.
По герметичности в закрытом состоянии, надежности и долговечности коническим клапанам не уступают шаровые, выполняемые чаще всего в виде самоустанавливающихся в коническом седле шариков. В обоих вариантах уплотняющая часть в закрытом клапане представляет собой коническую поверхность, ширина которой всегда меньше ее диаметра. Поэтому упрощенно можно рассматривать уплотнительный поясок конического и шарового клапана как окружность, эффективный диаметр которой равен среднему диаметру пояска.