Model S — в большей части развитых стран становится привычным участником дорожного движения. В России же, как вы знаете, ситуация иная. Беззвучный седан со сплошной панелью на месте решётки радиатора и без единой выхлопной трубы на улицах Москвы удивляет куда больше, чем, скажем, Porsche 911. Поэтому, когда Дмиртий Гришин довёз до столицы свою Model S, её сразу же поместили на обложку журнала «Автомобили».

Более того, из 3,000 сотрудников майл точка ру более 600 записались на тест-драйв, который Гришин организовал на специально-арендованной площадке. «Они все гики, программисты», – объясняет Гришин, – «Здесь вообще множество технологических энтузиастов. Некоторые пытаются ко мне подойти просто, чтобы попросить прокатиться на моей машине. Друзья, предприниматели из технологической сферы».
Многие содрогнулись бы, увидев нескончаемую очередь людей, ждущих момента, когда они смогут сесть за руль их личного авто, но не Гришин. Он один из самых рьяных сторонников Tesla в России (о нас в The Verge ещё не прознали – прим. редакции), так как он пробился через 5 месяцев заказов, ожидания, транспортировки и бюрократической волокиты только потому, что он ну очень хотел Model S.

«Начал я с того, что собрал небольшую команду людей, которые помогли бы мне привезти её в Москву. Потому что нужно было организовать логистику, юридическую сторону дела, разобраться с таможней, и так далее». Он не уверен, что его Tesla первая в России (не первая, первая была ввезена ещё в 2013 году – прим. редакции), но знает, что она одна из первых.
Его путь начался в Амстердаме, где он заказал Model S в январе. На вопрос о комплектации он отвечает коротко – «полная». Забрав её в мае, он три недели транспортировал её через Нидерланды, Германию, и далее до Российской границы, где, по его словам, началось самое веселье. «В их базах данных не было такого автомобиля, его пришлось заносить специально», – усмехается Дмитрий, – «Полицейские очень интересуются этим автомобилем, недоумевая, как он работает: Это что, правда? Она ездит без бензина?».

К тому моменту, как Tesla добралась до своего владельца в Москве, он уже заплатил за неё порядка 6,5 млн. рублей, по сравнению с $110,000, или 4 млн. рублей за аналогичную модель при покупке в салоне. Тем не менее, с февраля был отменён налог на импорт для полностью электрических автомобилей, а также их можно бесплатно парковать в центре Москвы, так что свои положительные моменты есть, даже с финансовой точки зрения.
Nissan Leaf при большом желании найти здесь можно, однако лавинообразная международная экспансия Tesla Motors пока не дошла до Красной Площади. «Я провёл много времени, общаясь с Европейским отделением фирмы, предлагая привести их в Россию», – говорит Гришин, – «Я владею крупными новостными порталами, через которые можно будет осуществлять продвижение, и я большой фанат их продукта.
Они не отказываются, но говорят, что пока находятся в процессе разработки дальнейшей стратегии. И я действительно верю, что было бы круто, если бы они пришли в Москву. Я готов лично вложить в это деньги. Я уверен, что это отличный автомобиль, и здесь есть для него серьёзный рынок».

Конечно, привезти машину в Россию – одно, а использовать и обслуживать её здесь – совсем другое. Дмитрий установил три зарядки в офисе майл точка ру, и ни одной дома – примерно 40-километровый путь до работы того не требует. Он не смог найти компании, готовой застраховать Model S, потому что никто в стране понятия не имеет, как её чинить. В случае незначительных повреждений, он планирует импортировать запчасти.
При более серьёзных, он считает, что сможет добраться до Стокгольма через Санкт-Петербург на одной зарядке – если будет пользоваться поездами и паромами. Кроме того, здесь не работает встроенное подключение к интернету, так что Гришин использует для этого соединение с айфоном в режиме раздачи сети.
«Некоторые предполагают, что Tesla мне платит, мол, я получаю комиссионные за весь тот шум, который поднимаю вокруг них в России. Я отвечаю им, что это не так, я просто действительно хочу помочь. Я надеюсь, что может каким-то образом это поспособствует их приходу на наш рынок».