Рулевая рейка играет важнейшую роль в устройстве любого автомобиля. Это основная деталь рулевого управления. Суть работы механизма проста: рулевая рейка преобразует вращение руля во вращение автомобильных колес.
Сегодня существует три распространенных вида рулевых реек:
1. Полностью механический вариант
Наиболее простой вариант, но автомобили с таким устройством рулевой рейки сейчас практически не выпускаются — это прерогатива старых машин. Никаких вспомогательных механизмов в такой конструкции нет, и вращение руля обеспечивается только физической силой водителя. Механическая рулевая рейка считается устаревшей технологией.
2. Гидравлический усилитель руля (ГУР)
Усилиям водителя в такой конструкции помогает гидравлическая система. Данная разновидность рулевой рейки на сегодня наиболее распространена. Хотя изначально гидравлику устанавливали только на грузовые машины и спец. технику, поскольку сопротивления при вращении колес на таких машинах огромное, водитель не в силах повернуть руль. Благодаря ГУР вождение становится более безопасным, поскольку меньше зависит от неровностей дороги. Гидравлика смягчит дефекты покрытия, в отличие от «механики», когда руль может вырваться из рук водителя при попадании колеса в яму. Также ГУР продолжает движение автомобиля по прямой даже при лопнувшей шине.
3. Электрический усилитель руля (ЭУР)
Электрическое управление не только обладает теми же достоинствами, что и ГУР, но дополнительно имеет адаптивные механизмы, которые, ориентируясь на быстроту движения, увеличивают или ослабляют прилагаемые усилия. Руль становится отзывчивым и чувствительным, а комфорт водителя многократно возрастает.
Здесь мы подробно рассмотрим устройство и особенности рулевой рейки с ГУР, как самый популярный сегодня вариант.
Основные элементы рулевой рейки с гидроусилителем:
- насос
- распределитель
- силовой цилиндр
- соединительные трубопроводы
Насос
Из самого названия гидроусилителя следует, что жидкость — основной действующий элемент в устройстве. Необходимое дополнительное усилие получают из давления, которое создает насос, поскольку жидкость не сжимается. Обычно на легковых машинах ставят роторный насос.
Распределитель
Сюда поступает жидкость под давлением, которое создал насос. То, как распределится поток жидкости, зависит от угла поворота руля.
Цилиндр
Механизм рулевой рейки служит поршнем, а корпус — цилиндром. Поршень разделяет цилиндр на пару камер, которые соединяются трубками с распределительным механизмом. Силовой цилиндр бывает полностью включен в устройство руля.
Принцип работы гидроусилителя руля
Жидкость в ГУР движется по кругу — это закрытый механизм. Количество жидкости периодически изменяется, эти перепады компенсирует расширительный (заправочный) бак. Он бывает и выносным, но обычно расположен прямо на насосе.
Плюсы и минусы ГУРа
Частично достоинства усилителя мы уже перечислили, но это не все. Также к плюсам относится:
- Усиленная безопасность вождения (можно ехать даже с лопнувшей шиной)
- Требуется меньше сил для поворота и удержания рулевого колеса
- Для поворота колес на большой угол не нужно так долго вращать руль, как с механической рулевой рейкой
- Управлять автомобилем проще и комфортнее
Недостатков у ГУР немного:
- Гидроусилитель – это сложная конструкция, которую придется обслуживать
- Некоторые части механизма чувствительны к загрязнению, нарушение условий эксплуатации может вести к поломке
- Насос гидроусилителя отнимает часть мощности двигателя
- ГУР функционирует только при работающем моторе