Чтобы сделать правильный выбор, в первую очередь необходимо определиться с одним из видов акустики – как правило, такая акустика может быть коаксиальная или компонентная. В коаксиальных системах все динамики, независимо от частоты, собираются в одно место. Естественно, что звук из такой системы будет далеко не лучшей чистоты и качества. В компонентной акустической системе расположение динамиков раздельное. Неудивительно, что стоимость здесь будет выше, но звучание намного лучше – например, не составит труда различить игру отдельных музыкальных инструментов.
Останавливаясь на вопросе о количестве автомобильных динамиков, то они могут быть как минимум однополосными, и как максимум – четырехполосными. В каждом поддиапазоне звучания будет отдельный динамик. В самых простых акустических системах динамиков немного и они небольшие по размеру. Такие динамики жестко закрепляются перед большим по размеру диффузором, что приводит к формированию той самой коаксиальной акустической системы. Недостатки уже рассматривались выше, достоинствами будет легкость размещения в автомобиле и вполне доступная стоимость.
Конечно же, следует заранее определиться с размерами динамиков. Для получения глубокого звука не нужно останавливаться на приобретении 4 или 5 дюймовых колонок. Рекомендуется рассматривать более серьезные варианты, имеющие диагональ не менее 6 дюймов. Здесь будет хороша реализация басов. Таким образом, динамики 13 см ориентируются преимущественно на низкие частоты, а малых размеров – на низкие.
Наилучшим вариантом расположения динамиков в автомобиле может быть следующее – верхняя часть диапазона воспроизводится малогабаритным динамиком. Устанавливаться он должен так, чтобы звук направлялся именно на слушателя. Таким образом, размещается он на том же уровне, что и лицо водителя – для такой цели подойдут передние стойки лобового стекла. Что касается больших колонок, используемых для воспроизведения низких и средних частот (так называемые вуферы и сабвуферы), то их расположение не столь принципиально – впрочем, наиболее часто выбирается нижняя часть в передних дверях, а также задняя полка.
Далее необходимо рассмотреть непосредственное качество звучания, основываясь на функциях, выполняемых отдельными моделями динамиков. Качество будет зависеть преимущественно от мощности, чувствительности, резонансной частоты и общей добротности. Все параметры подробно расписываются в инструкциях к соответствующим моделям.
Что касается электрической мощности, то она допускается в пределах не меньше выходной мощности магнитолы, и намного лучше, если она будет данный показатель несколько превышать. В противном случае качество звучания будет недостаточно хорошим. Показатель номинальной электрической мощности определяет долговременную подводимую мощность – ее динамик способен выдерживать в течение длительного промежутка времени, причем это не влечет за собой повреждений диффузора и прочих проблем – как, например, перегретая звуковая катушка. Пиковой электрической мощностью называется максимум подводимой мощности. В таких условиях без повреждений динамик может работать только непродолжительное время.
Также необходимо учитывать входную чувствительность – от нее будет зависеть качество звука без использования усилителя. Рекомендуется, чтобы данный показатель был заявлен не меньше, чем 92 Дб. Кроме того, следует рассмотреть и резонансную частоту – здесь чем ниже показатель, тем больше глубина воспроизводимых басов. Оптимальное значение находится в пределах 60-75 Дб. Под диапазоном воспроизводимых частот понимается ограничение частотных границ.
В общей добротности звучания рекомендуется ориентироваться на такое значение, как 0,4-0,6. Этот показатель минимально допустим, но намного лучше, если он будет существенно выше – это особенно важно в случае с динамиками, которые устанавливают в дверях. Естественно, что акустическая система в автомобиле должна быть надежно смонтирована – от качества установки динамиков будет зависеть качество работы системы в дальнейшем.