Шум моторов, скорость, визг тормозов и толпы на трибунах. Нет, это не «Формула», это соревнования по детскому картингу, а главными болельщиками оказались родители спортсменов.
С Максимом Рыжковым — одним из самых успешных гонщиков в России – я встретилась в его родном клубе «Бригантина». Мальчику повезло: его тренирует собственный отец Виталий Рыжков. Возможно, это одна из главных составляющих успеха спортсмена.
Максим начал свою карьеру довольно поздно — в 7 лет. Сейчас на картодроме гоняют уже пятилетние мальчишки. Для всех них это не развлечение, а настоящая работа.
За сезон, который длится с мая по октябрь, 12-летний Максим проезжает 6 тыс. километров. Карт оснащен мотором на 22 л.с. и разгоняется до 139 км/час. Чтобы освоить новую машину, ему потребовалось всего две — три тренировки.
Приезжая на незнакомую трассу, Макс с отцом сначала пройдут весь маршрут пешком и только потом опробуют его на машине. Для подготовки к чемпионату России и другим крупным гонкам требуется около недели. На более мелкие соревнования уходят два — три дня. Тренировка длится примерно 4,5 ч, из них только 1,5 ч спортсмен проводит на трассе.
У Максима есть финская лицензия, он часто выступает в Финляндии: там больше трасс и детский картинг развит достаточно хорошо. В стране с населением 5,5 млн человек обустроено 50 дорог. А в Москве только две пригодны для соревнований. На всю западную часть России наберется от силы пять — шесть картодромов. При этом для европейцев «картинг» — семейное хобби.
Но это хобби не из дешевых. Чтобы вырастить гонщика–профессионала, родителям придется потратить примерно €1 миллион.
Так, один карт стоит около €6 000. Машины хватает максимум на сезон, иногда болиды приходится менять еще чаще. К гонке готовят сразу два «болида» – основной и запасной. Отъездившие свое авто продаются: их отдают или в детский прокат, или в регионы, где люди не могут позволить себе новый карт.
Комплекта резины хватает на одно состязание. Потом шины используют только на тренировках. Форму для гонщиков могут сшить на заказ, но можно купить готовую. Комбинезон не успевает даже изнашиваться просто потому, что ребенок постоянно растет. Его хватает максимум на два сезона. Плюс работа тренера — одно занятие обойдется примерно в 2 000 рублей. Но тот драйв и огонь в глазах мальчишек во время гонки бесценен.
Картинг – главная, но не единственная страсть Максима: для поддержания формы он занимается горными лыжами, плаванием и ушу. В программу физподготовки обязательно включен массаж: он помогает бороться с профессиональной болезнью пилотов – межреберной невралгией.
Несмотря на скорость и достаточно жесткую борьбу на трассе, картинг – относительно безопасный вид спорта. Самая страшная травма – перелом ключицы.
Со следующего года Максим будет выступать в классе «Юниор». Он говорит, что готов к новому этапу в карьере уже сейчас. Возможно, в РАФ пойдут навстречу его желанию, и он выступит в новых для себя гонках в этом году.
В 16 лет Максиму придется попрощаться с картом. На вопрос, где он планирует выступать в дальнейшем, мальчик без паузы отвечает: «В Формуле». Виталий говорит: «Посмотрим».