Автошколы при помощи ГИБДД решают обратиться в администрацию президента и Госдуму, для ускорения принятия закона, который запустит реформу систем для подготовки водителей. Такой вариант необходимости для всех водителей инициаторы объяснили увеличением ДТП с участием автомобилистов – новеньких в 2012 году. В рамках этого закона запланируют, например, ввод права для водителей скутеров, ограничение числа пересдачи экзаменов в ГИБДД, а также запрет новичкам автоводителям выезда на дорогу в ночное время и на высоких скоростях.
Проблемы в законодательном урегулировании обучений водителей обсуждаются в Общественной палате (ОП). Для того, чтобы запустить реформу системы подготовки автоводителей, Государственная Дума в 2010 году узаконила некоторые поправки в законе «О безопасном дорожном движении» и КоАП. Но с того времени закон дорабатывается. «Ситуации с законодательной регулировкой создалась неприятная» — говорит президент Межрегиональных ассоциаций автошкол Татьяна Шутылева. «У нас не получается высококачественно подготавливать водителей. Возможно, требуется специальный закон, который будет регулировать разрешение на право вождения машиной.
Причиной поднятия проблем послужили сведения ГИБДД об аварийных ситуациях на дорогах. В 2012 году из-за неопытных автоводителей, которые имеют стаж меньше трех лет совершилось около тридцати тысяч аварий, этот показатель увеличился на 10% в сравнении с 2011 годом. Чаще всего в авариях бывают автоводители со стажем меньше двух лет в возрасте двадцати лет. По закону, подготавливающемуся в Государственной Думе, есть нововведения, снижающие categoriaрост дорожно-транспортных происшествий. Например, должна быть категория прав М для вождения на мопедах и скутерах (в 2011 году выросли ДТП со скутерами и стали около двух процентов, в 2012 году — пять процентов). Кроме этого, исключится возможность сдать экзамен по правам без обучения в автошколах.
Также были предложены и другие нововведения, которые могут быть в финальной редакции законопроекта. Член ОП Михаил Блинкин предлагает сделать для новичков удостоверения с ограничениями по вождению: «Первый уровень позволит, например, водить автомобиль по дорогам с определенной скоростью до 50 км/ч, другой уровень позволит выехать на скоростную трассу». Идею одобряет начальник управлений надзорной деятельности ГИБДД Александр Борисов, считающий, что ограничения нужно ввести «по суточно, дневные и ночные и для видов шоссе». Директор Отраслевого научно-методического центра при Минтрансе Вячеслав Максимычев предлагает ограничивать количество пересдач при прохождении экзаменов на вождение. Господин Борисов поддерживает: «Нелогично, когда гражданин оплачивает экзамен единожды, а сдает его многократно». А Татьяна Шутылева предлагает обязать экзаменаторов ездить с учениками на трассе: «Нужно проверять умение водителя в управлении автомобиля на максимальных скоростях».
Острая проблема – это возможность допускать компании к подготовке автоводителей: эти проблемы также призваны решиться с помощью законом. Сейчас на рынке огромное количество автошкол работают без лицензии. Официально их ученики обучение не получают, а экзамены в ГИБДД сдают, categoriaиспользуя разрешенную самоподготовку. Цены на услуги этих организаций в несколько раз ниже рыночных, но и профессионализм невысокий: 5-6 часов занятий по вождению практических (нет пятидесяти часов в официальной программе теории и практики). Генеральная прокуратура заинтересовалась представителями таких организаций.
По результатам обсуждений этого законопроекта будет создано обращение в Госдуму с просьбой ускорить процесс принятие закона. Такое же обращение направляется в Кремль, так как на данный момент эти поправки согласуются в государственно-правовом управлении администрации президента.