На данный момент немалую популярность завоевали 4- и 5-ти ступенчатые коробки передач. Использование многоступенчатых коробок с числом ступеней шесть – пятнадцать, происходит в автомобилях грузового характера, которые имеют достаточно большую тоннажность и долговечность.
Планетарные – это коробки, использующиеся в роли механической детали у коробок, не имеющих ступени. Также они могут применяться как ступенчатые, которые работают на автоматическом управлении. Чтобы переключить такую коробку передач, поток мощности не разрывают. Это существенно упрощает пользование коробкой передач, кроме этого увеличивается количество ступеней и динамика авто. Недостатком такой коробки является то, что она имеет большую стоимость, а в некоторых моментах руководить ею становиться сложнее. В отличии от традиционных коробок, она значительно внушительней по весу и размерам.
Требования:
Простота в управлении;
Отсутствие шумов;
Улучшенные топливно — экономические и тяговые особенности;
Отсутствие ударений вовремя переключений;
Достаточный КПД;
Нельзя включать в один и тот же момент две передачи или передачи заднего хода во время движения вперед;
Способность удерживать передачу в положениях нейтрального или включенного режимов;
Не очень большие параметры и относительная маленькая масса;
Простая структура, экономность;
Удобный сервис;
Надежное построение.
Чтобы полностью удовлетворить третий пункт, требуется точный выбор количества ступеней, а также их передаточных чисел. Подъем количества послужит надежной работе двигателя. Минусом является то, что механизм становится более сложным, масса и размеры увеличиваются. Как дополнение, управлять автомобилем становится немного сложнее. Если увеличить количество ступеней, может несколько возрасти время, которое необходимо дабы разрывать поток мощности. Это существенно подпортит динамичную работу машины.
Конструктивные план, методы переключения и типы привода – особенности, связанные с легким руководством коробки передач. Чтобы переключить, используются съемные шестеренки, зубчатые муфты, фрикционные и электромагнитные механизмы. Коробка передач, имеющая переключающиеся каретки, является самой простой в использовании и довольно –таки компактной. К сожалению, это не посодействует переключению передач без каких – либо ударов. Учитывая это крайне требуется применение специальных методов переключения, притормаживания и ускорения ведомых деталей сцепления двигателя. Срок службы такой коробки недостаточно большой, но использование зубчатых муфт способно продлить ее долговечность. Это обусловлено тем, что удары, происходящие в момент переключения, принимают на себя зубья муфт. К сожалению, это не является абсолютной защитой от ударов, кроме этого конструктивные особенности коробки намного усложняется.
Во избежание ударений вовремя переключения, необходима установка синхронизаторов. Достаточно широко распространены коробки передач, имеющие способность высшие передачи переключать с помощью синхронизаторов, а низшие — благодаря зубчатым муфтам.
Шум, который возникает во время действия коробки передач, напрямую зависят от того, какой тип шестерен установлен. Поэтому целесообразно прямозубные заменить косозубыми. Незаменим условием правильной, качественной и долговечной службы коробки передач является своевременное обслуживание, а также ремонт коробки.