«Однажды, в одной далекой стране…» – так и хочется начать очерк о Мазда. Но лучше начать так: однажды, в печально известной стране, в печально известном городе Хиросима, родилась будущая легенда автомобилестроения. Та, которую мы теперь знаем под именем Мазда.
Рождение, равно как и младенческие годы, были очень трудными – изначально компания (тогда еще – маленькая фирмочка) только мечтала о покорении вершин, о миллионных продажах, о потребителях со всего мира. Первые попытки завоевать рынок были не очень успешными, и компания в основном занималась производством запчастей. Локальный прорыв произошел с выпуском трехколесного грузовика Mazda Mazdago. Вскоре, грузовик в силу необычного сплава хорошего качества и новшеств (ныне – это типичные для Мазда технические характеристики) начал поступать в императорскую армию и соседний Китай. Компания начала свой длинный путь к успеху.
Самым важным шагом к признанию стало начало экспорта выпускаемых авто в Северную Америку. Уже на месте экспортные варианты усовершенствовались под условия местного рынка. Так нетривиально повышала Мазда технические характеристики экспортных вариантов – и этот подход оказался правильным!
Современное название и современное лицо автоконцерна родились в 1984 году, когда с конвейера одна за другой сошли удачные модели R630 и Carol.
Фактически, в них использован тот же подход, что мы наблюдаем в нынешних авто (к примеру, Мазда3) – ровный сплав качества, надежности, спортивной направленности. С тех пор Mazda ни разу не нарушила фирменный рецепт успеха: мы ведь знаем, насколько консервативны японцы, насколько верны традициям.
Традиции играют важнейшую роль в жизни автоконцерна. Начиная от преемственности служебного положения в управлении делами компании, заканчивая преемственностью дизайна при рестайлинге модельного ряда – везде прослеживается влияние традиций, сформированных вначале развития основателями.
Впрочем, традиции не мешают производителю в полной мере использовать новые технологии, применять нестандартные решения и быть креативными. Если взять самую удачную модель –Мазда3, то ее концепция на самом деле выходит за грани понимания класса среднеразмерных автомобилей: с одной стороны – просторный салон, с другой стороны – элегантный дизайн, с третей – спорткар. Как удалось сочетать три не всегда сочетаемых подхода к конструкции автомобиля – непонятно, но то, что Mazda это удалось – факт, и этот факт постоянно радует наши глаза, проезжая мимо.
Mazda постоянно держит руку на пульсе экологически чистых технологий – об этом было заявлено официально. Везде, где позволяют условия, применяются экологически чистые материалы и технологии. Конструкторское бюро постоянно разрабатывает подходы к уменьшению вредных выбросов, и даже – экологически чистое топливо.
Как бы не повернулась судьба в дальнейшем, в одной далекой стране, в одном печально известном городе существует и (надеюсь) будет существовать еще много лет известнейший, почти легендарный производитель современных автомобилей – Mazda.