Ныне автопроизводитель мирового масштаба, поставляющий автомобили в 120 стран, а у истоков, просто пробковый завод – компании Mazda довелось пройти немалый путь от последнего до первого. В числе выпускаемых ею транспортных средств были и мотоциклы, и грузовики, и даже пожарные машины компактного плана, но сегодня основной упор производители делают на легковые автомобили, а также спортивные машины, считая последние основной перспективой собственного будущего.
Основатель компании Джуджиро Мацуда, 1875 года рождения, являлся двенадцатым ребенком в семье, и спустя двадцать лет он открыл собственную кузню. Потерпев в этом деле неудачу, Джуджиро еще не единожды предпринимал попытки основать собственное дело, но успеха не было вплоть до 1920 года. Именно в этом году он совместно с найденными им же партнерами выкупил хиросимскую компанию, которая ранее занималась выпуском строительных материалов из пробкового дерева. Именно благодаря наладке данного производства Джуджиро и удалось собрать стартовый капитал для дальнейшего развития. Спустя еще девять лет компания, которую нарекли Toyo Kogyo., Ltd., занялась производством станков, а через год был собран мотоцикл, сумевший даже выиграть одну из гонок в Хиросиме.
Спустя еще год с конвейера компании стали сходить небольшие трехколесные грузовики, с малообъемными двигателями, которые ездили на трех колесах. В 1932 году их даже стали отправлять на экспорт в Китай. Название грузовикам дали Mazda, выбрано оно было не просто так, помимо созвучия с именем основателя, оно являлось именем одного из богов света в зороастрийских учениях. До начала Второй мировой войны в Toyo Kogyo., Ltd. успели разработать несколько вариантов легковых машин, но из-за начала военных действий в производство их так и не запустили.
Сброшенная на Хиросиму бомба повредила лишь часть автомобильного завода, однако на восстановление ушло немало сил и времени, а потому вплоть до смерти основателя, компания выпускала все те же грузовики, но с большим объемом двигателя, а также грузовые автомобили стандартного размера и небольшие пожарные машины.
На смену основателю, пришел его сын, возглавивший компанию, и лишь с 1960 года Mazda стала активно выпускать с конвейерной ленты легковые автомобили. Это стало возможным благодаря тому, что стало улучшаться и материальное положение обычных граждан Японии.