В НРБ на основании рекомендации разработанной программы правительством принят ряд мер организационного характера по сокращению расхода топлива в условиях эксплуатации автотранспорта. В частности, предусматривается: изъятие из эксплуатации и разукомплектование устаревших нерентабельных грузовых автомобилей, имеющих повышенный расход топлива, а для оставшихся автомобилей – введение двух- и трехсменной работы; совершенствование единой национальной системы международных и межрайонных перевозок с целью снижения холостых пробегов; запрещение передвижения из округа регистрации в другой округ грузовым ведомственным автомобилям грузоподъемностью до 1,5 т и автобусам, имеющим менее 12 сидячих мест; передача в систему общественного транспорта или другие организации ведомственных автобусов, используемых не по назначению или не на полную мощность; запрет выезда легковых служебных автомобилей из округа регистрации без письменного разрешения вышестоящей организации; применение легковых служебных автомобилей в выходные и праздничные дни только в служебных целях и с разрешения руководителя ведомства; заправка государственных и общественных автомобилей только по лимитным чекам; окраска бензина А-83 и добавление индикаторов в другие сорта бензина, предназначенные для государственных и общественных транспортных средств; раздельная заправка государственных и личных автомобилей бензином А-83.
Разрабатывается также ряд мер наказания. Так, например, водитель автомобиля, присвоивший топливо для продажи или передачи частным лицам, будет увольняться без права работать водителем в течение 3 лет после увольнения.
В РФ предусмотрены меры: парк легковых автомобилей, используемых министерствами, государственными и общественными учреждениями, снижается в среднем на 50%, парк легковых такси в городах-также на 50%; легковые автомобили государственных и кооперативных организаций и других юридических лиц могут передвигаться только в пределах уезда, в котором они зарегистрированы; в соответствии с законом запрещается использование государственных автомобилей в личных целях; нарушители лишаются права использовать машину на период 1-3 мес, а при повторном нарушении – навсегда.
Проблема обеспечения энергоресурсами особенно обострилась в развитых капиталистических странах, что связано с тесным переплетением экономического и энергетического кризисов. Это обстоятельство привело к пересмотру политики в области энергоресурсов в направлениях отказа от одностороннего развития топливно-энергетического баланса; принятию мер по усилению независимости от импорта ТЭР и всемерной их экономии. Усиливается влияние государственного аппарата, создаются специальные правительственные и научно- исследовательские организации. На различных уровнях разрабатываются государственные программы по экономии ТЭР, а также соответствующие программы частных фирм и крупных объединений.
В зарубежных странах проблема экономного расходования ТЭР решается методами, сочетающими политику высоких цен на ТЭР, налогов, дотаций, консультаций, запретов и других экономических и организационных мер. Так, в США предусматриваются: федеральные налоги на бензин; федеральные акцизные сборы с покупок автомобилей с неэкономичными двигателями; федеральные скидки на покупку автомобилей с экономичными двигателями; обязательные стандарты (правила) экономного потребления топлива, несоблюдение которых влечет за собой наказание, предусмотренное гражданским Законодательством; сочетание изложенных мер.