МПСУ клапанами газораспределения по составу, структуре и алгоритмам управления аналогичны системам управления продолжительностью и опережением впрыскивания топлива, например, в аккумуляторных системах, т. е. не требуют установки на двигатель специальных датчиков для организации обратных связей. Как правило, для них достаточна программная адаптация. Но, по крайней мере, в стендовом микроконтроллере необходима и поисковая.
Одним из недостатков существующих двигателей является невозможность изменять форму камеры сгорания и ее параметры при изменении режимов работы двигателя. Камеры сгорания выбирают на основании условий оптимизации рабочего процесса при работе на наиболее важных режимах работы двигателя. Поэтому на холостом ходу и малых нагрузках достижение оптимальности рабочих процессов практически исключено.
В двигателях с искровым зажиганием и внешним смесеобразованием уменьшение нагрузки принципиально ведет к снижению топливной экономичности. Это связано не только со снижением механического КПД двигателя, но и с ростом потерь при дросселировании заряда на впуске и со снижением индикаторного КПД в результате ухудшения процесса сгорания.