В некоторых контурах целью адаптации является стабилизация, а не оптимизация качества управления двигателем. Примером служит система управления числом работающих цилиндров дизеля, которая действует путем чередующегося отключения части цилиндров или рабочих циклов в них. В работающих цилиндрах при этом обеспечивается мощность не ниже некоторой величины, т. е. происходит стабилизация (в заданных пределах) рабочего процесса. Это исключает работу двигателя на малых подачах топлива, сопровождающуюся повышенным расходом топлива.
Такова же цель и системы управления равномерностью распределения нагрузки по цилиндрам — стабилизация мощности по среднему ее значению, развиваемой каждым цилиндром.
В обоих случаях стабилизируемым критерием качества служит мощность, развиваемая каждым из работающих цилиндров. Однако стабилизация рабочих процессов в цилиндрах обеспечивает минимизацию общего расхода топлива двигателем — оптимизацию главного критерия. Иными словами, стабилизация указанного частного критерия качества обеспечивает оптимизацию главного общего критерия — расхода топлива при одновременном ограничении вредных выбросов в атмосферу. Причем и в этих частных задачах стабилизации мощности непосредственно может быть использован соответствующий мощности выходной сигнал регулятора частоты вращения двигателя.