Чиновники в Москве и Петербурге в последнее время то и дело говорят о необходимости введения платного въезда в центр города для решения пробковых проблем. При этом они ссылаются на опыт Лондона, где такой проект уже реализован. Мы решили разобраться — стал ли платный въезд панацеей для столицы Британии.
В феврале этого года в центре Лондоне вдвое расширили зону платного движения (Congestion Charging zone). К Сити (это бизнес-район) и Вест-Энду (торгово-развлекательный квартал) прибавились Вестминстер, а также Кенсингтон и Челси — самые престижные для жизни районы Лондона. Пережить этого лондонцы не могут до сих пор — в последние недели эта тема стала намного популярнее разговоров о погоде.
Это примерно как если бы в Петербурге сначала платным был въезд, например, в Центральный район, а потом к нему добавили бы Петроградский и Адмиралтейский районы и Васильевский остров. По официальным данным, недовольных среди жителей Лондона больше 60%, в реальности же за время подготовки этого материала радости не высказал вообще никто из массы опрошенных нами лондонских жителей.
Лондонская власть тем временем рапортует о том, что с движением в городе становится все лучше и лучше — трафик в центре уменьшился на 13% по сравнению с тем, что было. Сложно оценить ситуацию в целом, но то, что частных машин на улицах стало меньше, — это факт. Теперь попадающий в зону человек видит на улицах практически только одни автобусы и кэбы.
Система платного въезда в центр Лондона существует с 2003 года, с ее помощью загруженность основных магистралей снизилась на 30%.
Действует система так: с понедельника по пятницу с 7 утра и до 6 вечера находиться в границах спецзоны на машине стоит водителю 8 фунтов (чуть больше 400 рублей). Однажды заплатив (по интернету или в специальных пунктах), в течение дня можно сколько угодно раз въезжать в центр и выезжать из него. Некоторые платить сбор не обязаны, в том числе мотоциклисты и владельцы электромобилей и так называемых гибридов — автомобилей с гибридной силовой установкой (в связи с этим Toyota и Honda уже отметили повышение спроса на соответствующие модели).
При этом платную парковку в Лондоне никто не отменял: в Сити уличная парковка стоит 4 фунта в час, при этом оставлять машину можно не более чем на 2 часа.
90% скидки на въездную плату имеют живущие в границах зоны — большая часть из них обеспеченные люди, но отдельные кварталы населены весьма небогатыми гражданами. За несколько дней до расширения границ зоны жители Кенсингтона и Челси выходили на улицы, чтобы заявить свой протест — не только по финансовым, но и по социальным причинам: новая плата усиливает социальное расслоение, с которым в Лондоне, да и вообще в Британии и так большие проблемы.
Поп-дива Мадонна и вовсе сильно обругала нововведение. Вместе с Гаем Ричи и двумя детьми она живет в «зоне» и в принципе может получить скидку, но певица заявила газете Evening Standard, что вообще не будет платить, даже если это станет ей в тысячи фунтов штрафов. Она не хочет, чтобы транспортной компании был известен ее телефон и адрес, а, не предоставив их, она не сможет внести деньги.
То есть каждый день обойдется Мадонне не в 80 пенсов, как положено автомобилизированному жителю зоны, а в 100 фунтов (таков штраф). И не только ей одной — по данным лондонской транспортной компании, в феврале этого года 6600 автомобилей ежедневно пересекали зону незаконно.
Мониторинг ведется без проблем, так как в границах зоны расположено 230 камер, которые определяют номер машины, время въезда в зону и выезда из нее. Система автоматически проверяет, оплачено ли пребывание в зоне в этот день, и если нет — поступления денег ждут до конца следующего дня (правда, уже не 8, а 10 фунтов), а затем высылают штраф на адрес, по которому зарегистрирована машина. Если штраф оплачивается в течение 14 дней, он составляет 50 фунтов, если спустя четыре недели — 150 фунтов.
Владельцы частного бизнеса и магазинов считают, что с расширением платной зоны сильно пострадали именно их интересы — недавний опрос показал, что 30% автомобилистов собираются делать покупки там, где за въезд не нужно платить. Недовольны и простые горожане, которых вынуждают пересаживаться на автобусы и метро, но если автобусы работают, по мнению лондонцев, довольно хорошо, то метро — наиболее непредсказуемый транспорт: на линиях постоянно ведутся какие-то инженерные работы, поезда задерживаются или отменяются, а в час пик народу слишком много (хотя и не так много, как в Петербурге). При этом проездной на месяц стоит 80 фунтов, а разовый проезд от 1 до 4 фунтов, так что в итоге экономия для народа получается сомнительная.