Анализируя причины отличия российских цен на автомобили от таковых на других рынках, прежде всего нужно принимать во внимание объем рынка. Например, европейский, с которым чаще всего проводят параллели, в десять раз больше.
Рынок новых легковых автомобилей в нашей стране, хотя и удивляет мир своими темпами роста, еще по меньшей мере лет пять-семь по абсолютной емкости будет находиться гораздо ниже заветной планки в миллион проданных новых авто в год. У всех производителей есть четкое понимание финансовой емкости рынка, и исходя из количества автомобилей, которые на нем можно продать, формируется ценовое предложение для импортеров и дилеров в каждом отдельном случае.
Еще одним фактором, напрямую зависящим от емкости рынка, является наличие сборочных производств в той или иной стране. В России такие производители, как «УзДэу», работают в рамках так называемого сертификата СТ-1, который позволяет ввозить автомобили с высокой степенью локализации производства беспошлинно. По таким же правилам работает завод Ford. Хотя эти машины не локализованы на столь высоком уровне, что повлекло за собой отмену ряда налоговых льгот для Ford в России, но за счет больших объемов производства, экономии на стоимости рабочей силы, транспортных издержках Ford все равно в состоянии предложить там очень конкуренто способные цены. Что делать другим участникам рынка в таких условиях?
Таможня дает добро
Закономерно возникает вопрос: в России тоже есть своя сборка, тогда почему наши автомобили все равно дороже европейских аналогов? Дело в том, что российское таможенное законодательство несколько жестче европейского.
При SKD-сборке, когда в страну поставляется готовый кузов с внутренним оснащением, он облагается ввозной пошлиной 5% и акцизным сбором. На двигатели распространяется акциз в зависимости от их кубатуры. Остальные детали растаможиваются как запчасти. К этой стоимости еще нужно добавить 20% НДС. Уладить формальные вопросы и провести растаможку как можно быстрее поможет таможенный брокер. CKD-комплект, который включает в себя кузов без внутреннего оснащения, отдельно детали салона, подвески и трансмиссии, растаможивается по ставкам как для запчастей, а двигатель – в зависимости от кубатуры. Что касается полностью импортных авто, то ставки таможенных сборов и в Украине, и в России примерно одинаковы и составляют около 48% от цены завода-изготовителя, включая НДС.
Таможенная очистка является обязательной процедурой, строго оговоренной таможенным законодательством РФ. Пройти ее должны все товары и грузы, ввозимые на территорию России. Обязательства по оплате государственных пошлин и накладных расходов несет получатель груза. Все грузы, проходящие растаможивание, должны быть задекларированы.
Для проведения растаможки обязательно понадобится:
- Коносамент;
- Упаковочный лист (с переводом);
- Инвойс;
- Спецификация;
- Договор со всеми приложениями;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение.
Данный список не является исчерпывающий. Возможно, понадобятся и иные документы.
Растаможка товаров и грузов требует осуществления нескольких платежей, таких как НДС, пошлина, сборы за таможенное оформление и акцизные сборы.
Осуществляется данная процедура в специальных таможенных учреждениях, где зарегистрированы участники ВЭД. Осмотр продукции осуществляется там же.