Постановлениями правительства, вышедшими в последние годы, предусматривается коренное улучшение планирования работы по экономии ТЭР на всех уровнях управления народным хозяйством. В частности, установлен порядок, по которому министерства и ведомства РФ должны представлять в Госплан РФ, Госснаб РФ и ГКНТ РФ одновременно с проектами годовых планов перечни основных мероприятий по экономии ТЭР. В этих перечнях должны быть указаны капиталовложения, оборудование и материалы.
Основными рычагами, используемыми для управления реализацией разработанных программ по экономии топлива в странах с развитой экономикой, являются: обязательные лимиты на выделяемые годовые фонды на топливо; обязательные нормативы потребления топлива при выполнении транспортных работ; целенаправленные объемы капиталовложений на стимулирование производства более экономичной транспортной техники и разного рода оборудования в сфере эксплуатации; предоставление государственных дотаций и льготных кредитов для внедрения мероприятий по экономии; использование политики цен в рамках государственного плана для повышения заинтересованности предприятий в достижении эффективного использования топлива (имеется в виду повышение оптовых и розничных цен на ТЭР, установление льготных цен на выполнение энергосберегающих транспортных технологических процессов и т.д.); директивные указания государственных органов по рациональному использованию топлива, укрепление государственной и хозяйственной дисциплины.
Большой интерес представляют программы и мероприятия по экономии топлива, разработанные в странах альянса.
В 1999 г. в Португалии была разработана программа по экономии моторных топлив и масел, которая включает мероприятия: совершенствование структуры автопарка, улучшение качества транспортных средств и двигателей, качества их ремонта и технического обслуживания, снижение потерь при хранении и распределении топлива, строительство дорог и т.д. К 2010 г. предполагается сэкономить 7% топлива, а к 2020 г,- от 20 до 23%.
В Германии одним из аспектов программы является установление порядка, при котором предприятия уплачивают десятикратную стоимость перерасходованных материалов, сырья, топлива и энергии. Дальнейший прирост продукции и транспортных работ осуществляется на сэкономленных ТЭР.
В Венгрии установлен штраф за порожний пробег — 3 евро за 1 км пробега, уплачиваемый предприятием- клиентом добровольно, а если он не уплатил его, то с него взыскивается принудительно в 10 раз больше. Водители государственных автомобилей получают бензин за наличные деньги, полученные из кассы по строгим нормам расхода бензина. Все, что водитель экономит за счет искусства вождения, ухода и загрузки автомобиля, остается ему. В результате экономится в среднем до 6% топлива.