С 1 марта 2011 года вступает в силу закон«О полиции», определяющий регламент взаимоотношений стражей порядка с собственными согражданами, в том числе, с миллионами автомобилистов. С точки зрения многих практикующих юристов, принятый закон является недостаточно четким, им не предусмотрено множество важных поправок из числа предложенных во время всенародного обсуждения.
Невольно проводятся нелестные сравнения: когда в Германии рассматривался законопроект, определяющий действия дорожной полиции, в числе первых к обсуждению был подключен ADAC – клуб, объединяющий автомобилистов. Замечания представителей клуба, в том числе, затрагивающие вопросы того, могут ли полицейскими применяться алкотестеры, электрошокеры, спецсредства, лучшие отпугиватели собак были тщательно исследованы и досконально учтены.
Не является секретом, что контакты автомобилистов с «господами полицейскими» часто происходят в совершенно нервных условиях, обусловленных, например, ДТП, когда профессионализм, неподкупность, этика поведения сотрудников ГАИ решают все.
Способствует ли вводимый закон«О полиции» проявлению лучших качеств работников органов, обеспечивающих правоохранительную деятельность в стране, избавляет ли от исполнения несвойственных функций, минимизирует ли возможности возникновения конфликтных ситуаций?
От исполнения несвойственных функций сотрудников ГАИ новый закон не избавляет. Как и сегодня, им предстоит обеспечивать регулирование дорожного движения, исполнение контроля над соблюдением правил безопасности. Вместе с этим, в числе их компетенций – прием экзаменов на право управления автомототранспортом, его регистрация, выдача водительских удостоверений, контроль над деятельностью организаций, осуществляющих техосмотры, участие в техосмотрах.
Таким образом, за дорожной полицией остаются функции, которые ранее правительственной комиссией (а равно, как и мировой практикой) сочтены избыточными. Между тем, вряд ли резонно на совершение бюрократических действий отвлекать от вопросов безопасности высокооплачиваемых специалистов.
Уже очевидно, что масса проблем может возникнуть с применением полицейскими таких устройств, как алкотестеры. Сегодня законодательство рассматривает в качестве законного пребывания за рулем только водителя, концентрация этанола в крови которого, определена этим прибором как ноль. Однако общеизвестно, что у данных приборов имеется индивидуальная погрешность, которая может быть основанием для признания водителя нетрезвым. Следовательно, вновь открываются перспективы для незаконных действий представителей ГАИ.
Экспертам неправомерным представляется также разрешение такого рода деятельности полицейских, как «осуществление охраны имущества по договорам». Полиция не может заниматься коммерцией, это противоречит принципу равноудаленности государственной правоохранительной системы от любых граждан и организаций.
Очень настораживает упоминание в законе права полицейского «беспрепятственно» применять автомашины и средства связи граждан. Означает ли это, что ситуация «живого щита» из частных авто для задержания преступников будет повторяться снова и снова?
И в заключение о том, кому предстоит исполнять новый закон. В значительной степени судьбу закона«О полиции» определит то, кого примут на службу в полицию. Наиболее честных и профессиональных или сговорчивых и удобных?