Самыми первыми экземплярами самодельных авто были изделия Даймлера и Бенца, Генри Форда и Фердинанда Порше, а также и иных основателей автомобилестроительной отрасли. В самом конце 19 столетия отсутствовало даже само понятие «заводское» или «серийное» авто. Любой из «самодвижущихся экипажей» выступал своеобразным плодом стараний энтузиаста-изобретателя, который творил либо в личной мастерской, либо в лаборатории.
К примеру, Готтлиб Даймлер, фактически своими руками, сделал самую первую на планете «самодвижущую повозку». Основой будущего авто стала собственная карета госпожи Даймлер (подарок супруга на день рождения). При этом в каретном сарае были проведены самолично хозяином все сборочные операции, причем кустарным способом. Транспортное средство Даймлера в итоге смогло продемонстрировать завидные технические и ходовые характеристики – мощность двигателя в 1,5 «лошадок» и скорость до 16 км/час. Такой успех «кареты» объяснить можно только гениальностью ее создателей — Г. Даймлера и В. Майбаха.
Следующий пионер данной отрасли — Карл Бенц, творил свой Motorwagen еще более интересно. Основой кузова имеющегося прадеда автотранспорта служили детали от карет и велосипедов, автором же идеи коробки передач выступила жена господина Бенца, которая сопровождала его фактически в каждой поездке.
Безусловно, к концу 19 столетия уже существовало мелкосерийное автомобильное производство. Но такие транспортные средства еще пока нельзя было назвать «заводскими». Причина в отсутствии общего подхода к конструкции, единичное производство механизмов и узлов, которое полностью исключало взаимозаменяемость деталей, а также ручная сборка, которая сопровождалась подгонкой деталей. Первые экземпляры автомобилестроения «мелкосерийного» — это модели «Victoria» и «Velo» Карла Бенца.
Генри Форд смог пройти далее всех и уже в 1913 году создал технологический процесс – сборку конвейерную. Собственно с данного момента и можно разграничивать машины на образцы заводской и самодельной сборки.
Легенда авторского советского автомобилестроения – «Панголина», как и первые изделия Бенца и Форда, была проектом и детищем фактически одного человека — Александра Кулыгина. Это была, безусловно, не забавная «Этажерка» или «Муравей», Кулыгинская «Панголина» выступала полноценным авто, созданным талантливым и опытным конструктором. Заметим, что как основной конструкционный материал для кузова Кулыгин использовал стеклопластик. Уточним, что многие самодельные машины создавались и создаются сегодня именно из этого материала. Знатоки утверждают, что вдохновителем Кулыгина выступал Lamborghini Countach. Действительно, именно об этом свидетельствует и конфигурация кузова, а также оригинальное выполнение механизма открывания дверей, которое реализовано в виде маневренного колпака, захватывающего и часть крыши. Как зеркала заднего вида Кулыгин использовал перископические призмы.
«Лаура» Парфёнова и Хаинова фактически повторила эксперименты в каретном сарае Дамлеров. Однако вместо кареты в гараже на окраине Ленинграда был сварной самодельный каркас, изготовленный из водопроводных обычных труб. Заметим, что автомобили изготавливались несколько сезонов и сразу в паре, ведь личный транспорт жаждали иметь оба конструктора. В холодное время года работали над ходовой частью, а в теплое – клеили стеклотканевый корпус. Движок ВАЗ 2105 стал сердцем будущего авто. ВАЗовский агрегат мастера соединили с КП производства Запорожского автозавода, в качестве ШРУС применили узлы от «Нивы». Самодельные машины Парфёнова и Хаинова могли развивать скорость до 170 км/час. В салоне была электронная уникальная приборная панель с бортовым миникомпьютером. В сущности, это был программируемый обычный калькулятор.
Заметим, что самодельные машины создают и поныне. Такое проведение досуга привлекает и целые объединения увлеченных людей и энтузиастов-одиночек. Итоги их работы широкая публика видит во время выставок, состязаний, а также фестивалей любителей авторской транспортной техники.