Специальные мотоциклы, это сделанные штучно, вручную или малой серией. Некоторые из них примечательны необычным конструкторским решением, скажем особой подвеской или двумя двигателями. Создают специальные мотоциклы больше для эксперимента, чем для достижения внешнего эффекта. Но большую часть специальных машин создают для достижения высоких скоростей. Спортивные мотоциклы с опущенными ручками руля и сиденьем-одиночкой, являются одним из самых ярких примеров мотоцикла.
Бесспорно, первым гоночным мотоциклом стал «Клабмен Голд Стар», выпущенный фирмой «БСА» в конце 50-х и начале 60-х годов, хотя его легендарный пятисоткубовый одноцилиндровый двигатель не был специально созданной, а являлся стандартной моделью. Гибрид «Триумфа» и «Нортона», который разработала фирма «БСА» прославился в шестидесятые годы. Его часто видоизменяли за счет добавления подножек для заднего сиденья, опускания ручек руля, свободной системы выхлопа и литого бензобака.
«Дэнстал доминатор», который был разработан инженером Полом Дэнсталом, с двигателем специальные мотоциклы тритон«Нортон» стал классическим мотоциклом шестидесятых.

«Тритон», ставший прототипом гоночных мотоциклов, имел двигатель от «Триумфа» и раму от «Нортона», и являлся лучшим в Англии по управляемости и мощности. Некоторые мотоциклисты комбинировали шасси от «БСА» и двигатель от «Триумфа», в результате получая «Трибса», или на раму «Нортон» ставили двигатель V2 от «Винсента», получая экзотический «Норвин».
Эру специальных мотоциклов продолжили японские мотоциклы семидесятых годов – «Кавасаки Z900» и «Z1000», «Хонда CB750». Их четырехцилиндровые двигатели обладали огромной мощью, но первые модели были довольно трудно управляемы.
Специалисты по шасси Дэнстал и Дрезда из Англии, Фриц Эгли, Гаррис и Рикман из Швейцарии, Мартин Жорж из Франции и Бимота из Италии создали для больших «четверок» гоночные шасси.
Двигатели для гоночных машин так же шли по пути совершенствования: от «колод» Бонневиля, оснащенными бесфильтровыми карбюраторами «Амаль» и проходными головками, через «Сузуки GS1000», созданного Йошимурой, к современным мотоциклам «Кавасаки ZZ-R1100».