Слово машина имеет древнегреческие корни и обозначает механизм или устройство либо какую-либо конструкцию технического плана.
На Руси слово машина впервые встречается при царствовании Петра I, предполагают, что пришло оно через немецкое maschine в XVII столетии из французского maschine.
Машины предназначаются, в первую очередь, для облегчения человеческого труда путём частичной либо полной его подмены. Определяющим качеством машины выступает совершение какого-либо механического определенного движения либо применение механической энергии для выполнения возложенных на неё функций. При этом необходимо помнить, что машина выступает, прежде всего, механическим устройством, однако не механизмом. Одной из основных характеристик машины выступает ею развиваемая мощность. Уточним, что одной из самых первых единиц измерения данной характеристики является так называемая лошадиная сила (обозначается как л.с.). Заметим, что, несмотря на то, что в России в ходу Международная система единиц и единицей измерения мощности выступает ватт, лошадиную силу также продолжают использовать и в настоящее время.
Углубимся немного в историю. Интересно, что самым первым известным прототипом машины было водяное наливное колесо. Все знают, что его с самых древних времён активно использовали с целью ирригации древние персы и египтяне. Данное механическое устройство использовали с целью преобразования энергии падающей воды в энергию движения вращательного.
Во времена античности машины в качестве механических устройств применялись с целью усиления возможностей человека применительно к какой-либо одной точке. Мы имеем в виду рычаг и подъемные блоки, повозки на колесах и машины для замеса теста, шнек либо винт Архимеда и пресс винтовой. Машинами считали также строительные простые леса. Прототипом более сложных машин в те времена можно назвать, к примеру, паровую машина Герона. Это хитроумное устройство использовали, главным образом, для забавы публики.
Необходимо уточнить, что во времена Римской империи такое занятие, как конструирование машин, относили к архитектуре и считали прикладным искусством. В те времена основные усилия знаменитых механиков и инженеров были направлены на улучшение военной техники, а также, как ручных орудий труда, так и орудий для метания, всевозможных агрегатов, используемых в распилке каменных блоков.
Заметим, что в период поздней Римской империи, а также во времена средневекового Запада слово машина применяли только к особым осадным орудиям.
Созданная в 1774 году знаменитым изобретателем Джеймсом Уаттом универсальная паровая машина инициировала техническую революцию и способствовала всё более убыстряющемуся техническому прогрессу. После этого в геометрической прогрессии появляются и сложные образцы самого разнообразного оборудования, и сложные двигательные установки. В качестве примера можно привести изобретенную в 1889 году К. Лавалем паровую турбину, в период от 1823 до 1930 годов – двигатели внутреннего сгорания. Н. Отто стал автором газового аналога, бензиновый подарили миру Г.Даймлер и К.Бенц, а дизельный, соответственно, Р.Дизеля. Интересно, что в 1929 году М. О. Доливо-Добровольский придумал электрический двигатель переменного тока.
Заметим, что с течением времени новые машины начинают все более широко применять явления электромагнетизма и механики, а также термодинамики. Техника становится более сложной в физическом плане. Для того чтобы обозначить отдельные виды технических агрегатов вводят новые термины, а именно «аппарат» и «прибор».