Еще в самом начале XX столетия определились 3 основные модели машин. Так, к транспортным видам относят все легковые и грузовые машины, а также автобусы. Следующие 2 категории представляют специальные и гоночные авто.
Модели машин легковые представляют собой пассажирские авто, число мест в которых не превышает восьми. Еще один важный показатель легкового авто — объем рабочий цилиндров движка. Уточним, что объем рабочий цилиндра является произведением площади днища поршня на ход поршня, учитывая от самого нижнего до самого верхнего его положения. Зачастую данный объем называют еще литражом. Отсюда, в общем-то, и пошли такие наименования, как малолитражка и микролитражка.
Для того чтобы точно описать легковое авто, указывают тип его кузова. Все легковые машины делят условно по нескольким наиболее практичным типам кузова.
Так, кузов с 2-мя рядами сидений и 4-мя дверями (с каждой стороны по 2) называют седаном. Однако в случае нахождения за спинкой сиденья водителя застекленной перегородки, данный автомобиль называют лимузином. Заметим, что последний может похвастаться тремя рядами сидений, причем откидными в среднем ряду. Купе отличается кузовом с 2 дверями, зачастую с покатой, чем у седана, крышей и задним тесным отделением, которое предназначается для детей.
Достаточно распространенными выступают кузова вида универсал и хэтчбек (наклонная задняя стенка). Их форма схожа с грузовым фургоном, но застекленным. Оборудованы такие модели машин зачастую складными сиденьями, а также дверями сбоку и непосредственно в задней стенке. Универсалы так называют потому, что их активно применяют, как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Легковые автомобили, которые выпускались для работы в селе, как правило, характеризовались кузовом типа фаэтон (имели съемные матерчатые боковины).
Автомобиль пассажирский с числом мест не меньше 9 считают уже автобусом. Городской автобус, как правило, имеют 2-3 широкие двери для быстрой посадки и высадки пассажиров; число сидений при этом выступает ограниченным, чтобы было больше мест для пассажиров стоящих (в часы пик).
Главным показателем грузовика выступает его грузоподъемность. Вторым характерным признаком грузового авто выступает его компоновка, которую сразу можно определить по местоположению кабины. Если компоновка кабины капотная — она расположена позади движка, вагонная означает, что кабина расположена непосредственно над двигателем, сбоку, либо впереди него («передняя кабина»). Авто с передней кабиной выступает более коротким и поворотливым, чем капотное (с равной длиной кузова), либо характеризуется большим кузовом при равной длине авто. Но при передней кабине уменьшенной выступает нагрузка на задние колеса и, соответственно, увеличенной на передние, что в особенности отражается, если машины идут порожняком. При этом значительно ухудшается сцепление ведущих задних колес с грунтом, затруднительным становится движение по скользким и вязким дорогам. Потому передние кабины применяют главным образом на тех авто, которые предназначены для славных дорог (если ведущими колесами выступают задние), либо в сочетании с приводом на все колеса.
Еще одно немаловажное качество грузового авто — тип кузова. Самыми распространенными еще недавно выступали платформы с бортами откидными. Однако сегодня все более востребованными становятся специальные кузова: фургоны и холодильники, цистерны и самосвалы.
Особая группа автомобилей представлена седельными тягачами с полуприцепами-трейлерами, так называемые автопоезда. Грузоподъемность его почти в 2 раза больше, чем грузовика, на основе которого сооружен тягач, потому как тягач может и тянуть за собой груз, а не только везти на себе.