Кроме того, при необходимости торможения автомобиля создаются дополнительные силы сопротивления движению, которые носят наименование тормозных сил.
В результате действия указанных трех групп сил, т. е. 1) сил тяги, 2) сил сопротивления и 3) тормозных сил, и происходит движение автомобиля или трактора.
По аналогии с тяговыми расчетами для мотовозной тяги, различают следующие виды сил тяги автомобиля или трактора: 1) сила тяги по мощности мотора; 2) сила тяги по сцеплению. Мощность автомобиля или трактора есть работа, производимая двигателем в единицу времени и передаваемая на ведущие колеса или гусеницы. Водитель машины для увеличения силы тяги может: 1) изменять передаточное число в коробке скоростей, 2) обогащать рабочую смесь и 3) включать или выключать двигатель машины посредством сцепления.
Во избежание буксования ведущих колес автомобиля или гусениц трактора необходимо соблюдение условия, чтобы сила тяги по мотору не превышала силы тяги по сцеплению, т. е. произведения сцепного веса на коэффициент сцепления.
Величина коэффициента сцепления колес автомобиля с покрытием зависит от состояния дороги: при сухой и чистой дороге 0,5-0,7, при грязной и влажной дороге 0,2-0,4, а при гололедице 0,1-0,2- При движении автомобиля по грунтовой дороге буксование или проскальзывание колес может происходить не только от скольжения колеса по дороге, но и от скольжения слоя влажного грунта, прилипшего к колесу, по грунту дороги. Мокрый чистый асфальт дает высокий коэффициент сцепления, равный 0,5, тот же асфальт, но грязный дает коэффициент сцепления, равный 0,3.
Сопротивление автомобилей и тракторов, так же как и мотовозов при движении по дорогам, складывается из нижеследующих элементов:
1) основного удельного сопротивления движению, измеряемого в килограммах на 1 т веса экипажа;
2) дополнительного сопротивления от уклона, измеряемого в килограммах на 1 г и равного числу тысячных рассматриваемого уклона с плюсом на подъеме и с минусом на спуске; дополнительное сопротивление от кривых малых радиусов, как показали современные исследования проф. А. К. Бируля, на автодорогах учитывать не следует.