Системы зажигания современных бензиновых двигателей – это достаточно простая и в тоже время надежная система. Начнем с самых азов, так сказать. Прежде всего нужно запустить двигатель — за его пуск отвечает стартер. Далее переходим к рабочему циклу двигателя внутреннего сгорания.
Для качественного сгорания нужно несколько факторов:
- правильная топливовоздушная смесь;
- искра для воспламенения той самой смеси;
- компрессия (определенная сила сжатия);
- исправная система зажигания.
Приступим к рассмотрению самой системы. Корректную работу контролирует блок управления двигателем, то есть все показатели стекаются к нему. Возникает вопрос, какие?
Основным источником для правильной работы системы является датчик оборотов двигателя, так называемый в народе датчик коленчатого вала. В случаи неисправности блок управления не видит вращения двигателя и, в свою очередь, не распределяет так называемую «искру» в нужный нам цилиндр. Ну, и автомобиль отказывается заводиться.
Понятие «раннее» (или «позднее») зажигание в современных бензиновых двигателях отсутствует, за все это отвечает блок управления. Правильно установленный ремень (или цепь) газораспределительного механизма является корректно выставленным зажиганием.
Для эффективной и экономичной работы зажигания производители используют систему сменных фаз газораспределения. Всем знакомый звон так называемых «пальчиков», хотя на самом деле звук издаёт юбка поршня. Это следствие раннего зажигания. Необходимость опережения зажигания в нужный момент достигается сменой фаз газораспределения. При таком соотношении нагрузка на поршень остаётся без изменений, а эффект раннего зажигания присутствует.
Второй немаловажный элемент (датчик), контролирующий работу системы зажигания, это датчик вращения распевала.
В его функции входит контролировать правильное соотношение положения колен вала и распредвала для той самой компрессии. Судя по практике, без него «машинка» заводится, но работает очень некорректно.
На ранее упомянутой системе фаз газораспределения используется два распредвала. На одном находится датчик, на втором блок контроля опережения, который также связан системой управления. Добавим, что вся информация поступает в блок управления только после того как двигатель начинает вращаться то есть приводится в принудительное вращение стартером.
Ну вот, про контролирующие органы мы поговорили. Хотя в более сложных системах зажигания есть практика применения датчиков детонации, и они не лишние. Их работа – следить за тем, чтобы двигатель не пошел в так называемый «разнос», что может привести к печальным последствиям.
Детонация как явление достаточно часто встречается на более «возрастных» автомобилях. На современных двигателях основной причиной детонации является существенный перегрев или же ужасное топливо. Почему ужасное? Все разработано, так что при не совсем качественном бензине автомобиль работает достаточно нормально, но потом приходится отправлять его в сервис.
Переходим к исполнителям. Есть три основных вида первоначальных исполнителей: катушка зажигания (в единственном числе), катушки зажигания (во множественном числе) и свечи воспламенения.
Катушка зажигания – это накопитель энергии, на который подаются показатели с блока управления двигателем, в который поступают данные других датчиков. Задача катушки как исполнителя – передача высокого напряжения по проводам к свечам зажигания, которые генерируют искру, дабы воспламенить топливо воздушную смесь.
Катушки зажигания – это такие же генераторы энергии, только они индивидуальны для каждой свечи и получают конкретный сигналь для подачи тока на свечу зажигания. Этот вариант более дорогостоящий и надежней в эксплуатации.
В случаи выхода из строя катушки (в единственном числе) автомобиль глохнет полностью, при другом варианте поломка одной катушки приводит к неровной работе двигателя, повышенному расходу топлива, потере динамики. Но доехать до точки ремонта будет вполне по силам. Причинами выхода со строя катушек и в том, и другом случае являются несвоевременная замена свечей воспламенения и неправильная мойка двигателя.
Свечи зажигания их правильный подбор под ту или иную систему (то есть автомобиль) очень важны. Ведь ток, компрессия и смесь разные, горит все по-разному.
Провода высокого напряжения – важное и в тоже время слабое звено всей системы. Они подвергаются всем возможным воздействиям, как внешним так внутренним, что приводит к выходу из строя. Влага, разность температур, всевозможные трения о другие части двигателя, попадание моторного масла – все эти факторы « убивают». Так что периодическая замена некогда не будет лишней.
Подведем итог. Есть контролеры, есть исполнители – все достаточно просто. При всех исправных элементах система зажигания работает безотказно.