Подведя итоги прошлого года для автомобильного рынка Белоруссии, местные специалисты были удивлены тем фактом, что российские машины все-таки оказались впереди прочих иномарок по объему сбыта. В частности, лидерами оказались бренды ВАЗ и ГАЗ, которым удалось потеснить даже Toyota и Volkswagen.
Данные о структуре местного рынка обнародовала Белорусская автомобильная ассоциация. По результатам ее исследований, продажи автомобилей российских марок выросли на 81%, достигнув уровня в 3,8 тысяч машин. На фоне падения спроса на иномарки на 45% до 9 тысяч единиц продукты российского автопрома заняла ведущее положение на рынке.
Лидерами стали компании ВАЗ с уровнем спроса в 1,5 тысячи авто (11,87% общего объема рынка) и ГАЗ – 1,4 тысячи авто (11%). Среди иномарок в лидерах по-прежнему Volkswagen с объемом сбыта в 1,2 тысячи авто (9,37% рынка), он же занимает и третье место в общем рейтинге, что для компании – падение, ведь в прошлом году она его возглавляла, занимая 20% рынка. На четвертом месте оказалась Daewoo с долей в 7,69%, на пятом – российский УАЗ (6,06%).
Специалисты выделили несколько причин перераспределения спроса. В частности, российские бренды привлекают их доступной стоимостью и отсутствием таможенных платежей за ввоз данной продукции. Подтверждение этого мнения можно найти в сегменте легковых автомобилей, где лидировали компакты А00, спрос на которые поднялся в 2016 году на 28,18%. Подобная тенденция объясняется желанием местных жителей приобрести недорогой и экономичный автомобиль.
Вторая причина повышения спроса на продукты российского автопрома – это негласный запрет на приобретение импортных машин государственными структурами, которые теперь вынуждены ориентироваться на российские и белорусские бренды.
В 2017 году местный рынок пополнится новыми моделями легковых автомобилей, в том числе, иномарок российской сборки. К примеру, в феврале выходит в продажу седан Volkswagen Polo, причем из-за ограниченных мощностей завода для Белоруссии даже пришлось установить квоту в 300 автомобилей данной марки при потенциальном спросе в 600. Ранее машины российской сборки не завозились в страну, так как были тут неконкурентоспособны: их себестоимость достаточно высока, и по цене они не могли бы конкурировать с подержанными автомобилями, ввозимыми из Европы физлицами без пошлин. Но на этот год эксперты прогнозируют для таких компаний достижение устойчивых позиций, чему будет способствовать отсутствие необходимости в растаможке и доступные цены. Кроме того, продолжится положительная динамика для тех дилеров, которые работают с юрлицами, уже в 2010 году рост продаж коммерческих авто составил 16%, и в текущем году он должен еще увеличиться.