Адаптивная оптимизация по расходу топлива в режимах, определяемых достигнутой частотой вращения и приложенной нагрузкой, производится адаптивным управляющим устройством, для которого объект управления — совокупность локальных систем управления параметрами. Адаптивное устройство представляет собой второй уровень в структуре управляющей системы, выполняя согласованное адаптивное управление всеми управляемыми параметрами двигателя. Реализуется оно так же, как и регуляторы локальных систем в микроконтроллере, и состоит из программаторов и поисковых систем. В программаторах выполняется и необходимый объем аналитической адаптации. Они вырабатывают задания регуляторам параметров двигателя и осуществляют программную адаптацию; задания каждому из регуляторов формируются по индивидуальным программам в функции действительной частоты вращения, приложенной к двигателю нагрузки, других контролируемых параметров двигателя и среды, а также выходных сигналов регуляторов прочих локальных систем. На рис. 8.2 программаторы включены в ПРД и в ПРО.
Поисковые системы представлены в каналах управления давлением и опережением, действуя преимущественно в установившихся режимах. Принципиально поисковые процедуры возможны и в переходных процессах, однако это связано с необходимостью повышения точности и быстродействия аппаратных и программных средств. Поэтому целесообразность их реализации требует в каждом случае специального анализа.