Транспортная инфраструктура находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Растущее количество автомобилей и других средств передвижения в черте и за пределами населенных пунктов создает дополнительную нагрузку, которая приводит к коллапсам, снижению пропускной способности дорог, заторам. Сделать логистическую систему более гибкой можно. Для этого специалисты применяют метод моделирования транспортных потоков. Это дает возможность отследить тенденции движения, режимы их изменения, пиковые часы нагрузки и т.д.
Основы и особенности моделирования
Организация дорожного движения имеет свои правила, которым непосредственно подчиняются транспортные потоки. В этом процессе есть свои закономерности. В основе моделирования находятся математические модели. Именно они обладают объективной способностью просчитать и спрогнозировать ситуацию. Перед специалистами в этом аспекте стоит важная задача – это поиск идеальной формулы, составляющие которой должны учитывать в исчерпывающей мере стохастические движения. В целом выделяют несколько типов моделей:
- прогнозные;
- имитационные;
- оптимизационные.
Каждая модель решает определенный круг задач. Например, прогнозные модели позволяют предусмотреть последствия изменений в транспортной системе с учетом распределения автомобилей и пассажиров по определенным путям направления, интенсивности потока. Имитационные модели имеют другой круг задач. Они должны воспроизвести не только все детали процесса движения, но и его развитие во времени. Если на дорогах имеются видимые проблемы, которые требуют решения, применяют оптимизационные модели. На этом список моделей не исчерпывается, потому что на практике их намного больше: микроскопические, макроскопические, гидродинамические и др.
Основные задачи транспортного моделирования
Моделирование транспортных потоков является многокомпонентным процессом. Основные задачи можно свести к четырем группам:
- ситуационная оценка общих потоков передвижения транспортных средств в каждом исследуемом районе;
- градация участников движения: городской транспорт, автомобили, пешеходы;
- определение районов передвижения между районами населенных пунктов;
- определение наиболее приоритетных направлений движения по количеству и частоте использования.
Конечно, такое разделение задач можно считать условным. Все эти этапы взаимосвязаны между собой. Они являются важной составляющей при определении функциональных частей для поиска оптимальных формул при моделировании транспортных потоков. Все это в комплексе является эффективным инструментом для осуществления функции управления. Результатом будет отсутствие загруженных дорог, свободное передвижение в нужном направлении в любое время суток. Многие оценят отсутствие частых стоп-стартов, поскольку будут оптимизированы потоки по проблемным направлениям. В этом и состоят основные задачи, которые стараются решить специалисты в процессе моделирования транспортных потоков.